Архив | Заявка в команду | Календарь | Справка | Гарант-сервис | Руководство форума | Правила форума | Обратная связь/контакты |
|
Розничная торговля Продажа товаров (услуг) небольшим количеством, поштучно. |
|
Опции темы | Опции просмотра |
03.12.2017, 16:20 | #1 | |||
«Член клуба WM-Forum»
«Пропавший без вести»
|
Надо ли ограничивать рост крупнейших торговых сетей?
Почему правительство России не поддержало просьбы губернаторов запретить крупнейшим ритейлерам открывать новые магазины в регионах.
В начале июня 2017 года Президент Владимир Путин дал поручение правительству оценить целесообразность ограничения расширения федеральных розничных сетей в регионах, где их совокупная доля на местном рынке превышает 50%. По предварительным данным, доли сетей должны рассчитываться по продажам всех товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год. Конкретики в методике таких расчетов еще нет. Но правительство уже представило доклад о нецелесообразности запрещения федеральным сетям открывать новые магазины в регионах, где они уже имеют половину рынка. Почему же Белый дом не прислушался к просьбам губернаторов, лоббирующих интересы местных ритейлеров? Давайте разбираться. Поручение президента поставило перед участниками процесса сразу несколько вопросов, на которые следует ответить: - Какие сети считать федеральными, и будут ли введены иные категории? - Насколько осязаема угроза конкуренции на рынке сетевого ритейла? - Какие операторы могут чрезмерно укрепить свои позиции на рынке? Что такое торговая сеть Само понятие «торговая сеть» в российском правовом поле имеет несколько определений. Согласно тексту Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», торговая сеть – это «совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации». ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» определяет торговую сеть как «совокупность торговых предприятий, расположенных в пределах конкретной территории или находящихся под общим управлением». Под термином «Розничная (торговая) сеть» понимается «торговая сеть, представленная предприятиями розничной торговли» (в редакции 2013 года данный ГОСТ ссылается на вышеприведенную формулировку из ФЗ N 381-ФЗ). Таким образом, упомянутые нормативно-правовые акты определяют розничные торговые сети как совокупность предприятий (торговых объектов) с общим управлением. При этом ГОСТ Р 51303 в отличие от ФЗ №381 учитывает и фактор территориальной группировки торговых объектов. Федеральный закон, в свою очередь, дополняет определение также понятием «единого коммерческого обозначения» или торговой марки (в широком понимании). Вместе с тем, формулировки упомянутых нормативно-правовых актов не учитывают ряд элементов, важных для определения понятия сетевого ритейла, в частности: - Единая система логистики. - Общая маркетинговая стратегия. - Единые стандарты обслуживания. - Формат торговой точки. - Наличие единого центра принятия решений. В таких рамках вопросы, связанные с определением критериев, на основании которых торговую сеть можно отнести к федеральной, по-прежнему актуальны. По данным Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), в России нет ни одной сети, охватывающей всю территорию страны. Условно их можно делить на множество категорий – региональные, городские..., что также не вносит ясности, на кого теоретически могут быть направлены ограничительные меры на рынке. Расстановка сил Специализированное издание о торговых центрах и ритейле «Моллы.Ru» отмечает, что по состоянию на середину 2016 года семь крупнейших продуктовых ритейлеров контролировали 24,1% российского рынка. Еще 26% пришлось на более мелких сетевых операторов. В то же время наблюдается снижение уровня консолидации рынка. Так, в 2015 году доля десяти крупнейших игроков составила 24,3%. В динамике процесс роста совокупной доли компаний топ-10 представлен на диаграмме. Совокупная доля основных операторов ритейла России Если оценивать фактическую ситуацию в ритейле, то игроками федерального уровня реально являются только выше упомянутые десять компаний. Они уже имеют широко развитую торговую сеть, поэтому возможные ограничения едва ли серьезно повредят их бизнесу. Аналитики ГК АКИГ рассмотрели степень проникновения основных операторов на примере региональной выборки, включающей Московскую агломерацию (Москва и область) и прилегающие регионы (см таблицу). Количество торговых точек крупнейших ритейлеров в Центре России В данном контексте уместно коснуться динамики расширения (сокращения) торговых площадей ведущих ритейлеров. В частности, эксперты «Infoline-аналитики» утверждают, что сокращение площадей 150 крупнейших российских компаний в 2016 году стало самым масштабным с 2008 года и составило порядка 461 тыс. кв.м. Прироста в 24% удалось добиться X5 Retail Group (+968,6 тыс. кв.м). «Ашан» вырос на 0,7%, «Лента» – на 4,1%. Доля «Магнита» и «Дикси» при этом сократилась (-1,6% и -3,4% соответственно). Вместе с тем, сокращение не отразилось на эффективности деятельности игроков. Напротив, по данным рейтинга Forbes «10 крупнейших торговых компаний России – 2016», опубликованная отчетность демонстрирует рост основных показателей операторов рынка по итогам прошлого года. Основные показатели операторов рынка ритейла в 2016 году Кто выигрывает? Таким образом, об очередной волне экспансии крупных сетей в регионы речи не идет. Тенденция к росту совокупной доли крупных операторов, по-видимому, объективна. Здесь можно отметить предметный интерес «Магнита» и «Ленты» к развитию оптового и мелкооптового сегментов, а также информацию о приобретении X5 Retail Group московских площадей сети «Монетка». Однако едва подобный сценарий является основной угрозой конкуренции. Важно понимать, что рынок российского сетевого ритейла не так однороден, а некоторые ведущие операторы конкурируют не столько напрямую, сколько ситуативно. В частности, гипермаркеты Metro, «Лента», «О’Кей» и Globus – это отдельная ниша в сравнении с компактными точками эконом-класса, составляющими основу бизнеса «Магнита» и (в меньшей степени) Х5. Основные площади компании «Интерторг» имеют региональную привязку к СЗФО и слабо представлены в столице. Представляется, что ввод ограничений на расширение не лишит их других точек роста. Вместе с тем, территории с высокой долей присутствия крупных сетей могут оказаться закрытыми для операторов из других регионов. Здесь расставить все точки поможет только внесение ясности в термин «федеральная сеть». От этого фактора могут зависеть серьезные изменения конфигурации на региональных рынках, однако с позиции настоящего дня президентская инициатива может как минимум упорядочить конкуренцию именно среди лидеров. |
|||
|
2 пользователя(ей) сказали cпасибо: |
Гостья из будущего (13.12.2017),
Igor-1982 (12.12.2017)
|
12.12.2017, 12:58 | #2 | |||
«Член клуба WM-Forum»
«Пропавший без вести»
|
Автор коснулся очень важной темы, рассмотрение которой лично мне интересно, в первую очередь, как рядовому покупателю, приходящему в магазин и желающему приобрести хороший, качественный продукт по адекватной цене. Поэтому и отвечу на весьма обстоятельный, сопровождающийся большим количеством статистики, в том числе, и наглядной, вопрос довольно просто.
Безусловно, ограничения нужны. Нужны, в первую, очередь, с целью недопущения вытеснения с рынка мелких игроков, предлагающих ничуть не худшую продукцию, но проигрывающих конкуренцию исключительно вследствие масштабов своего бизнеса. За последние годы сети буквально опутали торговлю, считается, что свыше 80 процентов россиян покупают основную массу продуктов именно там. Причем в последние годы не потому покупают, что там дешево или всех устраивает качество, а потому что "больше негде". Продовольственные и вещевые рынки, долгое время прочно удерживающие свои позиции, практически вынуждены расступиться перед сетевиками, а те, очевидно, в чем-то вступили в сговор. По крайней мере, цена, к примеру, бутылки подсолнечного масла, или килограмма яблок, или шоколадки в Ашане, Пятерочке и Магните, расположенных друг от друга на расстоянии километра, прямо на это указывает. Нужно ли в этой сфере государственное регулирование? Безусловно, нужно, возможно даже с привлечением антимонопольной службы. Но будет ли оно эффективным в условиях современной российской действительности - большой вопрос, поскольку дело сохранения прибыли породит у крупных бизнесменов не одну уловку, направленную на преодоление законов, в которых на первых порах обязательно будут слабые места. Что делать простому покупателю? Наверное, обратить внимание не только на яркие и заманивающие акциями и скидками рекламы сетевых магазинов, но и дойти до рынка или небольшого магазинчика в соседнем дворе. Желательно, без предубеждения, что там все будет худшего качества и более дорогое... |
|||
|
13.12.2017, 16:47 | #3 | |||
«Известная личность на WM-Forum»
«Пропавший без вести»
|
По этому вопросу уже в какой-то теме высказывались, что мелкие продавцы не в силах побороть конкуренцию, и даже не то , чтобы побороть, а просто держаться на плаву, именно из-за масштабов бизнеса. Входящая цена у сетей такая, что на выходе получается равной закупочной цене мелкого продавца. Это на одинаковый товар. И куда лично вы пойдете? Ежу понятно - в сетевой магазин. А там еще и скидки по картам , и акции чуть ли не каждый день...
|
|||
|
05.01.2018, 06:06 | #4 | ||||
«Отчаянный искатель на WM-Forum»
«Пропавший без вести»
|
Цитата:
|
||||
|
31.01.2019, 13:26 | #5 | |||
«Отчаянный искатель на WM-Forum»
«Пропавший без вести»
|
Стали зажираться большие сетевики, чем больше конкуренции тем лучше
|
|||
|
05.02.2019, 20:54 | #6 | |||
«Авторитет на WM-Forum»
«Пропавший без вести»
|
ой ребятки..., как вы не понимаете..., это же не о вас заботиться путин..., это какая то тварь из перечисленных торговых сетей зажралась....
ее предупредили на высшем уровне, что могут ее опустить ниже плинтуса и там все все поняли и тема прошла мимо, так как все все получили что надо... |
|||
|
24.04.2019, 15:05 | #7 | |||
«Член клуба WM-Forum»
|
Для того, чтобы выжить мелкому предпринимателю среди акул бизнеса нужно больше уделять внимание качеству товара. Например, в нашем районе есть супермаркет, но колбасные изделия многие покупают в маленьком киоске возле гиганта, так как качество намного лучше, да и цена ниже.
|
|||
|
28.04.2023, 01:39 | #8 | |||
«Новичок на WM-Forum»
|
-
У меня бы не было возражений, если бы у нас был какой-нибудь строгий форум "справочно-делового" характера, где одни задают конкретные вопросы "по делу", а другие на них так же конкретно и "по делу" отвечают, и всё. Но для большинства участников этого форума блокфлейта - не "дело", а увлечение. Общение здесь - это не только наведение справок, но и просто беседы с единомышленниками, моральная поддержка друг друга. А при таком формате общения случается всякое: кто-то погорячился, высказался так, что на другой день об этом пожалел. Конечно, лучше думать заранее, что пишешь во всеобщий доступ, но ведь музыка - это не тот предмет, о котором легко говорить безэмоционально :
Многоопытные зубры форумного общения обычно уже имеют прочные рефлексы: что можно спокойно писать во всеобщий доступ, а чего не стоит. Но неопытные нет-нет, да промахиваются. Да, стирать свои сообщения, особенно если они содержали какую-то ценную информацию или ответ на чей-то вопрос - не совсем вежливо по отношению к остальным участникам дискуссии. Лучше этого не делать. Лучше. Но... всякое случается в свободной беседе. Я бы не хотела, чтобы Анатолий устанавливал здесь жесткие рамки. |
|||
|
Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1) | |
|
|
Похожие темы | ||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
Надо ли заводить питомцев в угоду детям? | Гостья из будущего | Форум о животных и домашних питомцах | 11 | 20.11.2021 15:49 |
Ищу партнеров. Набор ограничен. | sveta4854 | Поиск партнеров | 30 | 27.01.2020 17:09 |
Лайки, репосты, друзья для соц.сетей. | Милана | Ищу работу | 3 | 10.12.2017 15:36 |